Капризный, упрямый, непослушный ребёнок

___
Такую характеристику родители и педагоги часто дают детям. с которыми им стало трудно справляться. Но нет ли в неправильном поведении ребенка вины самих воспитателей? Умеют ли они считаться с особенностями детского возраста? Ребенок не может всегда оставаться одинаковым. Ведь детство само по себе — это динамическое состояние, несущее в себе необходимость перемен.
Общая и нервно-психическая реактивность ребенка формируется неравномерно. Периоды более или менее плавного развития чередуются со своего рода скачками, качественными взрывами. часто весьма бурными и резкими, недаром они получили на- звание возрастных кризов.
Первый возрастной криз у детей приходится на интервал между 2 и 4 годами, второй — от 6 до 8 лет, третий, или пубертатный,— от 12 до 14 лет.
Возраст после двух лет, такой. казалось бы, нежный, нередко становится возрастом необъяснимого упрямства и негативизма. В еще не- богатом словаре ребенка самым частым становится не хочу». Впрочем. он не столько говорит, сколько действует: вы зовете его, а он убегает, вы просите положить игрушку в коробку, а он швыряет её на пол, вы говорите ему. что хлеб крошить нельзя, а он нарочно крошит.
Ваш отказ в какой-то его просьбе, запрет что-то брать, куда-то идти вызывает реакцию протеста. Малыш кричит во весь голос, топает ногами. а бывает, и замахивается на вас со злым и сердитым лицом. со слезами на глазах.
Что случилось? Скорее всего, ничего страшного. Просто ваш малыш растет, начинает ощущать себя личностью. Это повышает его активность, самостоятельность. настойчивость в достижении желаемого. А силенок. умения еще не хватает. Что- то ему не нравится. что-то не получается. И всю неудовлетворенность он выражает вот такими средствами…
Не надо сердиться на ребенка. пытаться переломить его. отвечать на его крик криком. тем более наказывать. Такая позиция взрослых может лишь закрепить неправильное поведение, а иногда и дать толчок формированию отрицательных черт характера.
Подумайте, нет ли у ребенка причин для капризов и упрямства. Может быть, он тяготится излишней строгостью, слишком частыми запретами? Может быть, отрицательно относится к кому либо — допустим, его обижают старшие дети?
Найдите в себе силы терпеливо отнестись к топанию ногами или крику. Учтите, что ребенок иной раз и сам бы рад успокоиться. да не может. Помогите ему. переключить его внимание на что-то, не имеющее отношения к данной ситуации, скажем, на голубя, севшего на подоконник. на яркую картинку в книжке. поставьте на проигрыватель пластинку, которую он любит.
Если позиция взрослых правильна, подобные нарушения в поведении ребенка обычно через полгода-год проходят.
Но надо иметь в виду, что в период первого возрастного криза иногда проявляются и серьезные психические отклонения. Резкая гормональная перестройка, связанная с активизацией ядер промежуточного мозга и гипофиза, интенсивное развитие процессов познания, происходящее в этом возрасте. нередко способствуют выявлению таких нервно-психических заболеваний, как шизофрения и эпилепсия.
У некоторых начинает отчетливо формироваться своеобразное отклонение психического развития — ранний детский аутизм. Его характерная черта— резкое ослабление потребности в контактах с окружающими. Ребенок ни с кем не хочет разговаривать, у него отсутствуют эмоциональные реакции на поведение окружающих— он не улыбается, не смеется, не пугается, не проявляет интереса к игрушкам, животным, к появлению новых людей: живет как бы отгороженным от внешнего мира. Его развлечение— это повторяющиеся однообразные движения, например, вращение кистей рук перед глазами. перебирание пальцев, раскачивание туловища…
Такие странности в поведении ребенка. отсутствие естественных детских интересов должны насторожить. Надо обязательно показать малыша детскому психоневрологу. Психические заболевания, начавшиеся в раннем возрасте, имеют. к несчастью, неблагоприятное течение, и. естественно, чем раньше начато лечение, тем больше надежд на то, что оно будет успешным.
Второй возрастной криз совпадает с периодом интенсивного физического роста, совершенствования тонкой моторики рук. развития ряда сложных нервно-психических функций. И как раз в это напряженное для организма время меняется социальный статус ребенка — он становится школьником. Необходимость приспособиться к новому окружению и к новым требованиям создает у некоторых детей предпосылки для формирования комплекса отклонений и нарушений поведения, объединяемых условным термином школьный невроз.
Ребенок становится очень тревожным, боится опоздать в школу. что-то сделать не так: у него нарушается аппетит, особенно по утрам. появляется тошнота и даже рвота. В других случаях ребенок, наоборот, не хочет вставать, одеваться. чтобы идти на занятия. забывает задания. не может приспособиться к дисциплине, не отвечает на вопросы учителя. Чаще всего это бывает с ослабленными детьми, которые достигли школьного возраста, но по физическим и психическим данным отстают от сверстников. Не спешите поэтому отдавать в школу шестилетнего и даже семилетнего ребенка, если врач детской поликлиники считает, что он еще недостаточно к этому подготовлен.
Первоклассников, кроме, конечно, крепких, выносливых ребят, не следует загружать дополнительными занятиями в музыкальных школах, спортивных секциях, студиях: пусть сначала хорошо адаптируются к школе.
физиологические особен ности данного возраста (6—8 лет), психологические трудности, возникающие в связи с адаптацией к школе, могут спровоцировать декомпенсацию тех скрыто протекавших повреждений головного мозга, которые были связаны с осложнениями беременности или родов, инфекциями, травмами первых лет жизни. Это проявляется повышенной утомляемостью, двигательным беспокойством, возобновлением возникавшего в дошкольные годы заикания, недержанием мочи. И тогда, конечно, родителям не обойтись без помощи врача.
Очень важно создать ребенку дома спокойную обстановку, не предъявлять непосильных требований и уж, конечно, не наказывать за грязь в тетради или невыученный урок,— так можно только усилить негативное отношение к учению.
Нельзя упускать из виду, что именно в 7—В лет у детей с неуравновешенной нервной системой, особенно у мальчиков, впервые могут появиться такие нарушения поведения, как уход из дома, бродяжничество. Вначале это обычно связано со страхом наказания, протестом против ссор родителей или каких-то иных неприятностей, пережитых дома.
Наиболее выраженные физиологические и психологические изменения происходят в 12—15 лет.
Подросткам-мальчикам в этом возрасте свойственны возбудимость, несдержанность, нередко агрессивность, у девочек преобладает
неустойчивость настроения. для тех и других характерно сочетание повышенной чувствительности и обидчивости с эгоизмом, равнодушием, а нередко и с черствостью к окружающим, в том числе к самым близким. Стремление к самостоятельности, вернее, независимости от взрослых, потребность в самоутверждении нередко толкают подростка на рискованные поступки. Не умея утвердиться в учении, творчестве, спорте, утверждаются, приобщаясь к курению, алкоголю, наркотикам, вступая в ранние половые связи, а иногда и совершая правонарушения.
для подростков типичны реакции группирования, то есть стремление к времяпрепровождению в группе сверстников — это для них тоже один из способов самоутверждения.
Наконец, надо знать еще об одной особенности подросткового криза. Эмоциональная неустойчивость, недостаточный жизненный опыт, склонность к импульсивным решениям по типу «короткого замыкания могут в какой-то трудной ситуации толкнуть возбудимого подростка к попытке самоубийства.
Особенно велики трудности переходного возраста у подростков с остаточными явлениями раннего органического поражения головного мозга, с задержкой интеллектуального развития. И не ясно ли, как важно своевременное лечение неврологических заболеваний, забота о расширении кругозора ребенка, о формировании у него здоровых интересов.
Подросток требует не меньшего, а, может быть, большего внимания родителей, чем первоклассник. Но относиться к нему надо не как к ребенку, а как к взрослому или почти взрослому, учитывать, как болезненны для него уколы самолюбия. Если хотите от него добиться чего-то, не навязывайте безапелляционно своего мнения, а постарайтесь подвести его самого к тому или иному решению, чтобы он воспринял его, как свое собственное. Грань между естественными особенностями третьего криза и возникающими у детей в возрасте 12—15 лет психическими расстройствами иногда трудноуловима. Но о возможности таких расстройств надо знать: в этот период, особенно iри ускоренном темпе физического и полового созревания, может выявиться скрытая предрасположенность к некоторым серьезным психическим заболеваниям, в частности к шизофрении и маниакально – депрессивному психозу.
Если поведение подростка не укладывается в рамки обычного, если вы замечаете у него резкие колебания настроения, причудливые увлечения, если он стал очень замкнут, холоден, отрешен от обычных для его сверстников занятий и интересов, обратитесь к психиатру. Сейчас во многих психоневрологических диспансерах есть подростковые психиатры, хорошо знающие особенности именно этого возраста. Такой специалист вам поможет.
Возрастные кризы закономерны. Но протекать они могут по-разному — и остро, болезненно, и мягко, почти незаметно. И зависит это не только от физических и психических особенностей ребенка, но и в очень большой степени от условий, в которых он живет, от его воспитания. Можно почти гарантировать, что ребенок спокойно пройдет через все возрастные кризы, если самим родителям никогда не изменяют выдержка и терпение, а в семье царит доброжелательная, спокойная атмосфера.

В. В. Ковалёв

З 3 88

24.03.2012   Рубрики: Психиатрия, Психология